Подготовка детей к школе
Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.
Результаты социометрического исследования.
Подготовительная к школе группа
|
Уровень благополучия взаимоотношений |
Индекс изолированности |
Коэффициент взаимности |
Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями
|
|
Начальный срез |
63% |
15% |
45% |
84% |
|
Итоговый срез |
57% |
12% |
53% |
90% |
Можно сделать вывод, что группа является благоприятной для развития и роста каждого ребенка. Изолированных детей нет.
Старшая группа
|
Уровень благополучия взаимоотношений |
Индекс изолированности |
Коэффициент взаимности |
Коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями |
Итоговый срез |
65% |
0% |
47% |
76% |
На начало и конец года результаты социометрии стабильны. Группа является сильной и благополучной, т.к. большинство детей удовлетворены отношениями со сверстниками. Изолированных детей нет.
По результатам индивидуального обследования эмоционального состояния детей, педагогам рекомендовано обратить внимание на детей с неудовлетворительным эмоциональным состоянием, поддержать их, оказать моральную поддержку, чтобы дети чувствовали себя комфортно в условиях ДОУ.
По результатам познавательной деятельности детей выявлены следующие проблемы: недостаточно развито творческое воображение и мышление у детей на начало учебного года. Предложены развивающие упражнения и игры.
В течение учебного года была проведена просветительская работа с педагогами: консультации «Психологические особенности развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников», «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста», а также с родителями: «Психическое здоровье детей», «Психологическая готовность к школе», индивидуальные консультации по запросам.
С детьми старшего дошкольного возраста проведена развивающая работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, а также на развитие познавательной сферы детей подготовительной группы. Организованы индивидуальные развивающие занятия, используя технологию ТРИЗ, с интеллектуально одаренными детьми.
Результаты теста Керна-Ийерасика на определение готовности детей к школьному обучению
Группа |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Подготовительная
|
91% |
9% |
0% |
Качественная подготовка детей к школе осуществлялась благодаря профессионализму воспитателей, их взаимодействию с семьями воспитанников, специалистами ДОУ (музыкальным руководителем, воспитателем, инструктором ФК и т.д.). Дети получают углубленные знания, активно развиваются, формируют мотивационную готовность в процессе дополнительных занятий и при этом работают с учителем, с которым многие уходят в школу.
Изучение психологической готовности к школе показало достаточно высокие показатели уровня развития детей, только 3 ребенка по результатам исследования являются условно готовым к обучению в школе. Родителям даны рекомендации подтянуть ребенка за время летних каникул.
Сводная таблица будущих первоклассников
Всего будущих первоклассников 24 человека за 2012-2013 учебный год.
№ |
Познавательные процессы |
Уровни развития |
||
А |
В |
С |
||
1 |
Учебная мотивация |
100% |
|
|
2 |
Саморегуляция |
64% |
36% |
|
3 |
Развитие психических процессов |
|
|
|
3.1 |
Память |
36% |
51% |
13% |
3.2 |
Творческое воображение |
58% |
36% |
6% |
3.3 |
Внимание (объем, концентрация) |
64% |
19% |
17% |
3.4 |
Мышление |
|
|
|
|
Наглядно-действенное |
61% |
22% |
17% |
|
Образно-логическое |
36% |
51% |
13% |
4 |
Школьно-значимые функции |
|
|
|
4.1 |
Фонематический слух |
91% |
9% |
|
4.2 |
Словарное развитие |
93% |
7% |
|
4.3 |
Мелкая моторика |
91% |
9% |
|
4.4 |
Пространственная ориентация |
93% |
7% |
|
5 |
Коммуникативное развитие |
100% |
|
|
6 |
Темп деятельности |
86% |
7% |
7% |
7 |
Группа здоровья |
22% |
71% |
7% |
Адаптация детей к школе прошла благополучно, нет детей с низким уровнем адаптированности к школе.
Коррекционно-развивающая деятельность.
Проведена коррекционно-развивающая работа в подготовительных к школе группах по программе Т. М. Любицкая «Часы психологического развития» на развитие психических процессов и программе Н.Г.Яковлева «Психологическая помощь дошкольнику», направленная на развитие и коррекцию эмоционально-личностной сфере (по результатам индивидуального профиля социального развития детей).
Консультативная деятельность.
Консультативная работа проводилась с двумя категориями: педагоги и родители по четвергам с 13:00 – 18:00.
Были проведены 35 индивидуальных консультаций с родителями. Были затронуты проблемы в развитии детей, их поведения и отношении к окружающим, а так же вопросы будущих выпускников. Проблему в данной деятельности вызывает недостаточная заинтересованность родителей в развитии и обучении детей в ДОУ.
Просветительская работа.
Проведены индивидуальные и групповые консультации для педагогов и родителей, семинары, круглые столы по годовому плану. Каждый месяц обновлялись темы стендовой информации для родителей и педагогов, а также папки-передвижки для каждой группы ДОУ.
В конце учебного года проведен педагогический мониторинг развития детей во всех возрастных группах.
Сводная таблица будущих первоклассников
Всего будущих первоклассников 24 человека за 2012-2013 учебный год.
№ |
Познавательные процессы |
Уровни развития |
||
А |
В |
С |
||
1 |
Учебная мотивация |
100% |
|
|
2 |
Саморегуляция |
64% |
36% |
|
3 |
Развитие психических процессов |
|
|
|
3.1 |
Память |
36% |
51% |
13% |
3.2 |
Творческое воображение |
58% |
36% |
6% |
3.3 |
Внимание (объем, концентрация) |
64% |
19% |
17% |
3.4 |
Мышление |
|
|
|
|
Наглядно-действенное |
61% |
22% |
17% |
|
Образно-логическое |
36% |
51% |
13% |
4 |
Школьно-значимые функции |
|
|
|
4.1 |
Фонематический слух |
91% |
9% |
|
4.2 |
Словарное развитие |
93% |
7% |
|
4.3 |
Мелкая моторика |
91% |
9% |
|
4.4 |
Пространственная ориентация |
93% |
7% |
|
5 |
Коммуникативное развитие |
100% |
|
|
6 |
Темп деятельности |
86% |
7% |
7% |
7 |
Группа здоровья |
22% |
71% |
7% |