Медицинская страничка
Адаптация ребенка в детском саду
Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье, особенно если ребенок единственный. В школе и во все дальнейшей жизни ребенку потребуется умение жить в коллективе, считаться с особенностями характера и поведения других людей, сдерживать свои эмоции и тд. Дети, посещающие детский сад учатся самостоятельности, самообслуживанию, приобретают гигиенические навыки. При домашнем воспитании сложно организовать участие ребенка в развивающих играх, музыкальных занятиях, физическое воспитание, подготовку к поступлению в школу. Не каждой семье под силу обеспечить правильный режим питания с полноценным набором пищевых продуктов. Кроме того, в детском саду постоянно следят за состоянием здоровья ребенка, своевременно делают прививки.
Проблем адаптации детей к условиям дошкольного учреждения очень актуально. От того, как пройдет привыкание ребенка к новом распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляется нежелательные для этого возраста привычки, например: мочится в штаны, начинает сосать палец, грызть ногти.
От чего же возникает такое поведение? Дело в том, что в период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание спать, кормление и тд., а также стереотипов общения.
Часто родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему - так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребенок будет чувствовать себя беспомощным неприспособленным к новым условиям.
Итак, при поступлении в детский сад малыш не только расстается на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Все это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций: отказа пользоваться горшком, отказ от еды, сна, общения, плача, а так же серьезных заболеваний.
Положительное эмоциональное состояние ребенка, удовлетворение его потребностей в познавательной среде, осуществление индивидуального подхода могут предотвратить негативные реакции, заболевания. Адаптация-процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватные реагирования на колебания различных факторов внешней среды.
Человеку свойственна высокая адаптивная способность, но она не является врождённой, а формируется постепенно. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, спокойные взаимоотношения членов семьи, гигиенические навыки - чистота, свежий прохладный воздух в помещении - все это и многое другое не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении его в детский сад.
У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от многих факторов, в том числе, от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, уровня развития, а так же от условий воспитания в семье. По степени тяжести адаптацию различают: легкая, средняя, средне - тяжелая, тяжелая.
При легкой адаптации наблюдается временное ухудшение эмоционального состояния. Малыш плохо спит, капризничает, теряет аппетит, отказывается от игр. Эти явления проходят за 2-4 недели с одним ОРЗ без осложнений.
При средней тяжести адаптации эмоциональное состояние, аппетит и сон нормализуется медленнее за 1-2 месяца. Многие дети заболевают до 4 ОРЗ без осложнений, потеря веса наблюдается в течении 30-40 дней.
При тяжелой адаптации у детей отмечается стойкие нарушения поведения: они прячутся в укромный уголок, много плачут, зовут маму, плохо спят, отказываются от еды. Бурно реагируют на уход родителей, проявляют агрессию к сверстникам, потом становятся вялыми и пассивными. Такие дети в первые 10 дней заболевают ОРВИ, болеют не однократно с осложнениями. Адаптация длится 2-6 месяцев и дольше. Наблюдается замедление темпов прибавки роста и веса до 6 месяцев, невротические реакции, отмечается неадекватное поведение длительное время, некоторые перестают говорить.
Дети с тяжелой адаптацией нуждаются в повторных консультациях педиатра, невропатолога, психолога.
Воспитатель должен заранее ознакомить родителей с режимом сна, питания в детским саду, посоветовать им постепенно приблизить режим ребенка к режиму детского сада.
Родители должны рассказать малышу о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его научат рисовать, петь, слушать музыку. Нельзя запугивать ребенка детским садом.
Родители должны приучать малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию, делиться игрушками и тд.
Совместные усилия родителей, работников детского сада облегчать адаптацию ребенка. Первый месяц пребывания в детском саду - трудное для ребенка время. Он скучает по маме, по дому, испытывает страх. Детский сад для него дополнительная нагрузка: приходится рано вставать, не всегда удается заснуть днем, надо выполнять требования воспитателя, не все получается так хорошо, как у других детей. Иногда проблемой является непривычная еда и плохо аппетит, при этом не следует кормить ребенка насильно, могут возникнуть трудности при посещении туалета - дети могут отказываться от горшка, мочится в постель, штаны.
В первый день маме трудно оставить малыша, особенно когда он плачет. Это естественно, расставание не следует затягивать, мама должна пообещать вернуться и побыстрее вернуться. Обычно ребенок отвлекается на новые впечатления и успокаивается, но он не в состоянии сразу выдержать пребывание в детском саду в течении всего дня, необходимо постепенно увеличивать продолжительность его пребывания в детском саду.
Родители должны знать что ребенок устает от новых условий и требований и дома он нуждается в тишине, спокойном, ласковом отношении. Родители и воспитатели должны поддерживать хорошие отношения.
Сотрудникам детского сада рекомендуется уделять больше внимания детям для создания положительных эмоций: ласковому обращению, постоянному речевому общению, игре.
Профилактика неблагоприятной адаптации ребенка включает большой комплекс мер, среди которых важные значения имеют профилактика и лечение, заболеваний у будущей матери, пропаганда здорового образа жизни в семье и санитарно- просветительная работа с родителями, закаливание, витаминизация. Но самым главным остается компетентность, добросовестность и доброе отношение к детям работников детского сада.
План
профилактических мероприятий по снижению заболеваемости детей
МАДОУ «Детский сад №14» на 2021г.
№ п/п |
мероприятия |
ответственный |
срок |
контроль |
Отметка о выполнении |
|
срок |
ответ-й |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
Обследование детей и определение группы здоровья. |
Педиатр, ст. мед.сестра |
декабрь |
1 раз в год |
педиатр, ст. мед.сестра |
|
2 |
Составление списков часто и длительно болеющих детей |
Педиатр, ст. мед.сестра |
декабрь |
1 раз в год |
педиатр, ст. мед.сестра |
|
3. |
Обследование детей по скрининг -программе и выявление патологии |
ст. мед.сестра |
март-апрель |
1 раз в год |
ст. мед.сестра |
|
4. |
Медико-педагогический контроль |
заведующая, ст.восп-тель, ст.медсестра |
согласно плана |
согласно плана |
заведующая, ст.воспитатель, ст.медсестра |
|
5. |
Гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей |
ст. мед.сестра |
1 раз в квартал |
Ежеквар- тально |
педиатр |
|
6. |
Проветривание |
Воспитатель, пом. воспитатель |
Ежедневно Согласно плана |
по четвергам |
ст. мед.сестра |
|
6.1 |
Проведение разных форм оздоровительной работы: - дыхательная и звуковая гимнастика; -упражнения для формирования и коррекции осанки; - упражнения для профилактики плоскостопия; - психогимнастика; - профилактика зрения детей (упражнение для глаз) |
Педагоги, ст.медсестра |
Ежедневно |
|
ст.воспитатель,ст.медсестра |
|
7. |
Утренняя гимнастика |
Воспитатель |
Ежедневно |
1раз в квартал |
ст. мед.сестра ст. восп. |
|
8. |
Закаливание (прогулки, подвижные игры на воздухе, обтирание, воздушные ванны,) |
Воспитательст. мед.сестра |
Ежедневно |
1 раз в месяц |
ст. мед.сестра заведующая, ст. ст.воспитатель
|
|
9. |
Прогулки на улице |
Воспитатель |
Ежедневно |
по средам |
завед., ст. воспит., ст. мед.сестра |
|
10 |
Провести витаминизацию с целью снижения простудных заболеваний: а)поливитаминизация б) аскорбиновая кислота в)напиток «Золотой шар» г) оксалиновая мазь |
ст. мед.сестра |
В течение года ежедневно по мере поступления
|
1 раз в месяц |
завед., ст. мед.сестра |
|
11 |
Ароматизация помещений (чесночные букетики, бусы) |
воспитатели, ст.медсестра |
весенне-осенний период |
Март-апрель; октябрь-ноябрь |
завед., ст. воспит., ст. мед.сестра |
|
12 |
Усилить меню блюдами из овощей и фруктов |
кладовщик, ст. мед.сестра ш/повар |
|
1раз в неделю |
завед., ст. воспит., ст. мед.сестра |
|
13 |
Повысить функциональные и адаптационные возможности организма за счет внедрения здоровьесберегающих технологий |
Воспитатели Психолог |
В течении 2 месяцев с момента поступления |
1 раз 2 недели |
завед., ст. воспит., ст. ст. мед.сестра |
|
План мероприятий
по предупреждению заноса вирусной инфекции ее распространение
в МАДОУ «Детский сад № 14» на 2021г.
№п/п |
Наименование мероприятий |
Дата назначения |
Дата выполнения |
1 |
Предупреждение заноса инфекции в МАДОУ и ее распространение. |
ежедневно |
|
|
а) правильный прием детей |
ежедневно |
|
|
б) своевременная изоляция детей |
ежедневно |
|
|
в) знание санэпидрежима для профилактики инфекционных заболеваний |
ежедневно |
|
|
г)проветривание |
ежедневно |
|
2 |
Провести витаминизацию с целью снижения простудных заболеваний: |
ежедневно |
|
|
а) поливитаминизация |
ежедневно |
|
|
б) аскорбиновая кислота |
ежедневно |
|
|
в) оксалиновая мазь |
ежедневно |
|
3 |
Прогулки на улице |
ежедневно |
|
4 |
Усилить меню блюдами из овощей и фруктов |
ежедневно |
|
5 |
Соблюдение питьевого режима в группах |
ежедневно |
|
6 |
Ароматизация помещений (чесночные букетики, бусы) |
ежедневно |
|
7 |
Санпросветработа |
|
|
|
а)организация бесед врача для персонала |
ноябрь |
|