Версия для слабовидящих Обычная версия
Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A
Главная Родителям Медицинская страничка

Медицинская страничка

Адаптация ребенка в детском саду

Воспитание в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье, особенно если ребенок единственный. В школе и во все дальнейшей жизни ребенку потребуется умение жить в коллективе, считаться с особенностями характера и поведения других людей, сдерживать свои эмоции и тд. Дети, посещающие детский сад учатся самостоятельности, самообслуживанию, приобретают гигиенические навыки. При домашнем воспитании сложно организовать участие ребенка в развивающих играх, музыкальных занятиях, физическое воспитание, подготовку к поступлению в школу. Не каждой  семье под силу обеспечить правильный режим питания с полноценным набором пищевых продуктов. Кроме того, в детском саду постоянно следят за состоянием здоровья ребенка, своевременно делают прививки.

Проблем адаптации детей к условиям дошкольного учреждения очень актуально. От того, как пройдет привыкание ребенка к новом распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляется нежелательные для этого возраста привычки, например: мочится в штаны, начинает сосать палец, грызть ногти.

От чего же возникает такое поведение?  Дело в том, что в период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов,  касающихся определенного режима: укладывание спать, кормление и тд., а также стереотипов общения.

Часто родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему - так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребенок будет чувствовать себя беспомощным неприспособленным  к новым условиям.

Итак, при поступлении в детский сад малыш не только расстается на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение.  Все это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций: отказа пользоваться горшком, отказ от еды, сна, общения, плача, а так же серьезных заболеваний.

Положительное эмоциональное состояние ребенка, удовлетворение его потребностей в познавательной среде, осуществление индивидуального подхода могут предотвратить негативные реакции, заболевания. Адаптация-процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватные реагирования на колебания различных факторов внешней среды. 

Человеку свойственна высокая адаптивная способность, но она не является врождённой, а формируется постепенно. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания и сна, спокойные взаимоотношения членов семьи, гигиенические навыки - чистота, свежий прохладный воздух в помещении - все это и многое другое не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении его в детский сад.

У одних детей этот процесс протекает достаточно быстро и легко, у других длительно и трудно, что зависит от многих факторов, в том числе, от типа нервной системы, возраста, состояния здоровья, уровня развития, а так же от условий воспитания в семье. По степени тяжести адаптацию различают: легкая, средняя, средне - тяжелая, тяжелая.

При легкой адаптации наблюдается временное ухудшение эмоционального состояния. Малыш плохо спит, капризничает, теряет аппетит, отказывается от игр. Эти явления проходят за 2-4 недели с одним ОРЗ без осложнений.

При средней тяжести адаптации эмоциональное состояние, аппетит и сон нормализуется медленнее за 1-2 месяца. Многие дети заболевают до 4 ОРЗ без осложнений, потеря веса наблюдается в течении  30-40 дней.

При тяжелой адаптации у детей отмечается стойкие нарушения поведения: они прячутся в укромный уголок, много плачут, зовут маму, плохо спят, отказываются от еды. Бурно реагируют на уход родителей, проявляют агрессию к сверстникам, потом становятся вялыми и пассивными. Такие дети в первые 10 дней заболевают ОРВИ, болеют не однократно с осложнениями. Адаптация длится 2-6 месяцев и дольше. Наблюдается замедление темпов прибавки роста и веса до 6 месяцев, невротические реакции, отмечается неадекватное поведение длительное время, некоторые перестают говорить.

Дети с тяжелой адаптацией нуждаются в повторных консультациях педиатра, невропатолога, психолога.

Воспитатель должен заранее ознакомить родителей с режимом сна, питания в детским саду, посоветовать им  постепенно приблизить режим ребенка к режиму детского сада.

Родители должны рассказать малышу о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его научат рисовать, петь, слушать музыку. Нельзя запугивать ребенка детским садом.

Родители должны приучать малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию, делиться игрушками и тд.

Совместные усилия родителей, работников детского сада облегчать адаптацию ребенка. Первый месяц пребывания в детском саду - трудное для ребенка время. Он скучает по маме, по дому, испытывает страх. Детский сад для него дополнительная нагрузка: приходится рано вставать, не всегда удается заснуть днем, надо выполнять требования воспитателя, не все получается так хорошо, как у других детей. Иногда проблемой является непривычная еда и плохо аппетит, при этом не следует кормить ребенка насильно, могут возникнуть трудности при посещении туалета - дети могут отказываться от горшка, мочится в постель, штаны.

 В первый день маме трудно оставить малыша, особенно когда он плачет. Это естественно, расставание не следует затягивать, мама должна пообещать вернуться и побыстрее вернуться. Обычно ребенок отвлекается на новые впечатления и успокаивается, но он не в состоянии сразу выдержать пребывание в детском саду в течении всего дня, необходимо постепенно увеличивать продолжительность его пребывания в детском саду.

Родители должны знать что ребенок устает от новых условий и требований и дома он нуждается в тишине, спокойном, ласковом отношении. Родители и воспитатели должны поддерживать хорошие отношения.

Сотрудникам детского сада рекомендуется уделять больше внимания детям для создания положительных эмоций: ласковому обращению, постоянному речевому общению, игре.

Профилактика неблагоприятной адаптации ребенка включает большой комплекс мер, среди которых важные значения имеют профилактика и лечение, заболеваний у будущей матери, пропаганда здорового образа жизни в семье и санитарно- просветительная работа с родителями, закаливание, витаминизация. Но самым главным остается компетентность, добросовестность и доброе отношение к детям работников детского сада.

План

профилактических мероприятий по снижению заболеваемости детей

МБДОУ «Детский сад №14»  на 2013г.

 

п/п

мероприятия

ответственный

срок

контроль

Отметка о выполнении

срок

ответ-й

1

2

3

4

5

6

7

1

Обследование детей и определение группы здоровья.

Педиатр,

ст. мед.сестра

декабрь

1 раз в  год

педиатр,

ст. мед.сестра

 

2

Составление списков часто и длительно болеющих детей

Педиатр,

ст. мед.сестра

декабрь

1 раз в  год

педиатр,

ст. мед.сестра

 

3.

Обследование детей по скрининг -программе и выявление патологии

 

ст. мед.сестра

март-апрель

1 раз в  год

 

ст. мед.сестра

 

4.

Медико-педагогический контроль

заведующая,

ст.восп-тель,

ст.медсестра

согласно плана

согласно плана

заведующая,

ст.воспитатель,

ст.медсестра

 

5.

Гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей

ст. мед.сестра

1 раз в квартал

Ежеквар-

тально

педиатр

 

6.

Проветривание

Воспитатель, пом. воспитатель

Ежедневно

Согласно плана

по

четвергам

ст. мед.сестра

 

6.1

Проведение разных форм оздоровительной работы:

- дыхательная и звуковая гимнастика;

-упражнения для формирования и коррекции осанки;

- упражнения для профилактики плоскостопия;

- психогимнастика;

- профилактика зрения детей (упражнение для глаз)

Педагоги, ст.медсестра

Ежедневно

 

ст.воспитатель,ст.медсестра

 

7.

Утренняя гимнастика

Воспитатель

Ежедневно

1раз

в квартал

ст. мед.сестра ст. восп.

 

8.

Закаливание (прогулки, подвижные игры на воздухе, обтирание, воздушные ванны,)

Воспитательст. мед.сестра

Ежедневно

1 раз в месяц

ст. мед.сестра заведующая,

ст. ст.воспитатель

 

 

9.

Прогулки на улице

Воспитатель

Ежедневно

по средам

завед.,

ст. воспит.,

ст. мед.сестра

 

10

Провести витаминизацию с целью снижения простудных заболеваний:

а)поливитаминизация

б) аскорбиновая кислота

в)напиток «Золотой шар»

г) оксалиновая мазь

ст. мед.сестра

В течение года

ежедневно по мере поступления

 

 

 

1 раз в месяц

завед.,

ст. мед.сестра

 

11

Ароматизация помещений (чесночные букетики, бусы)

воспитатели,

ст.медсестра

весенне-осенний период

Март-апрель;

октябрь-ноябрь

завед.,

ст. воспит.,

 ст. мед.сестра

 

12

Усилить меню блюдами из овощей и фруктов

кладовщик,

ст. мед.сестра ш/повар

 

1раз в неделю

завед.,

ст. воспит.,

 ст. мед.сестра

 

13

Повысить функциональные и адаптационные возможности организма за счет внедрения здоровьесберегающих технологий

Воспитатели

Психолог

В течении 2 месяцев с момента поступления

1 раз

 2 недели

завед.,

ст. воспит., ст. ст. мед.сестра

 

 

План мероприятий

по предупреждению заноса вирусной инфекции ее распространение

в МБДОУ «Детский сад № 14» на 2013г.

 

№п/п

Наименование мероприятий

Дата назначения

Дата выполнения

1

Предупреждение заноса инфекции в МБДОУ и ее распространение.

ежедневно

 

 

а) правильный прием детей

ежедневно

 

 

б) своевременная изоляция детей

ежедневно

 

 

в) знание санэпидрежима для профилактики инфекционных заболеваний

ежедневно

 

 

г)проветривание

ежедневно

 

2

Провести витаминизацию с целью снижения простудных заболеваний:

ежедневно

 

 

а) поливитаминизация

ежедневно

 

 

б) аскорбиновая кислота

ежедневно

 

 

в) оксалиновая мазь

ежедневно

 

3

Прогулки на улице

ежедневно

 

4

Усилить меню блюдами из овощей и фруктов

ежедневно

 

5

Соблюдение питьевого режима в группах

ежедневно

 

6

Ароматизация помещений (чесночные букетики, бусы)

ежедневно

 

7

Санпросветработа

 

 

 

а)организация бесед врача для персонала

ноябрь